Тренировка подготовленных спортсменов: основные аспекты

Введение

Спорт
занимает видное место в системе физического воспитания. Она служит физическому
развитию и укреплению здоровья, готовит людей к труду и защищает Родину.
Систематическая спортивная практика расширяет границы функциональных
возможностей человеческого организма. Спорт является важным средством развития
личности: он воспитывает усердие и волю.

Суть спорта — это соревнование и подготовка к нему спортсменов и команд. Непосредственной целью таких мероприятий и тренировок является достижение высоких спортивных результатов или победа над соперником.

Важность
физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего благосостояния
человека трудно преувеличить. С детства родители, учителя и средства массовой
информации — радио и телевидение — вдохновляли детей открывать для себя
уникальные преимущества физической активности и побуждали их заниматься
активными видами спорта

В этом возрасте спортом обычно занимаются под
руководством опытных тренеров и специалистов, которые следят за правильным и
гармоничным развитием развивающегося организма. В школьном возрасте эту роль в
основном выполняют учителя физкультуры в школе.

Задачи спортивной подготовки

Для достижения главной цели спортивной подготовки спортсмена обязателен к выполнению ряд задач:

  • высокий уровень теоретических и практических компетентностей в рамках определенного вида спорта;
  • высокий уровень физиологической подготовки и устойчивости основных систем организма, которые переносят основную нагрузку в данном виде спорта;
  • достижение высокого уровня тактико-технической компетенции в выбранном виде спорта;
  • развитие психологической подготовленности, на необходимом для осуществления спортивной деятельности уровне, в выбранном виде спорта;
  • осуществление интегральной подготовки, которая включает комплексное взаимодействие основных видов подготовленности спортсмена в соревновательной деятельности.

Какие средства используются в тренировочном процессе?

Физическое упражнение – это основное средство тренировки. Все упражнения можно условно разделить по признакам. Рассмотрим основные из них.

1. В зависимости от признака системы физического воспитания упражнения подразделяются на:

  • гимнастику;

  • игру;

  • спорт;

  • туристические путешествия.

2. Анатомические признаки упражнений могут влиять на руки, ноги, брюшной пресс, спину. Эта классификация позволяет составлять отличные упражнения для разминки.

3. Если делить спортивные тренировки по преимуществу развития конкретных качеств, то выделяются следующие виды упражнений:

  • скоростные и силовые, выполняя которые затрачиваются максимальные усилия (например, бег на короткую дистанцию, прыжки в длину и высоту, метание мяча, ядра, диска, поднятие тяжестей);

  • циклические (плавание, лыжи, бег на среднюю или длинную дистанцию);

  • координационные (гимнастика, фигурное катание и другие);

  • предполагающие наличие физических и двигательных навыков и быстрой реакции (фехтование, боксирование, единоборство и другие).

4. Различаются упражнения и по признакам спортивной специализации и могут быть:

  • общеподготовительными (обобщенная подготовка для всестороннего физического развития спортсменов);

  • специальными (подбираются с учетом специфики конкретного вида спорта);

  • соревновательными (включают средства борьбы и изучение правил соревнований по определенному виду спорта).

Система личностных смыслов

ТРЕНЕР-ИГРОК

Как живет игрок?

Помещаем себя в систему «игрок-тренер». Кто мы с ними? Есть собственное существование игроков, поэтому однажды мы становимся соперниками. Они могут видеть, что мы в чем-то уступаем их жеваниям и потребностям. Можем быть и друзьями, но с каждым другом стать нельзя, в лучшем случае – партнером для исполнения мечты игрока и устремлений тренера по карьере. Дети хотят использовать тренера в своих целях – такой тривиальный взгляд.

Существует и система личностных смыслов тренера и игрока, начиная от поездок и заканчивая наградами. Но как бы ни зависел от тренера игрок, он всегда хочет быть независимым, ему нужна собственная независимость. Поэтому происходит раздражение, когда игрок начинает проверять тренера. Нужно учиться, обогащаться знаниями, чтобы быть интересными футболисту. Следующий элемент цепочки после собственной независимости – познание своих возможностей. Необходимо постоянное общение, потому что никто точно не скажет, что помогает игроку стать футболистом главной команды. Мы должны точно понимать возможности игрока и при этом быть объективными – точно говорить, что, например, в этом сегменте можно достичь высот.

Что должен делать тренер?

  1. Положительно относиться к усилиям футболиста для себя. Это тяжело, но необходимо. Часто мы не замечаем юного футболиста, успокаивая себя тем, что не мешали ему, чтобы он развивался сам, без рамок тренировочного процесса. Надо относиться к любым усилиям футболиста положительно.
  2. Быть доброжелательным. Необходимо улыбаться, прививать жизнерадостность и оптимизм, без которых невозможен футбол. Нужно доброжелательное отношение даже к поражению, без которого не бывает побед. Когда вы относитесь к футболисту по-своему, вы должны точно понимать, как бы вы отнеслись к подобному воздействию на вас.
  3. Проводить совместный конкретный анализ трудностей. Трудности возникают всегда, каждый день, но если есть совместного и конкретного анализа, а есть одни общие слова – ничего не будет. Наш футбол – это совокупность сложнейших связных двигательных умений и навыков, комплексный вид спорта по движению. Есть мяч, соперник, понимание, куда отдать и что делать, жесточайший мыслительный процесс, требующий быстрейшей переработки информации.
  4. Способы улучшения результата действия. Игрок ждет совета, как улучшить себя. Нужно предлагать конкретные способы совершенствования постоянно. Тренеры, как скульпторы, должны лепить спортсменов, ведь на игроков смотрит весь мир.

Чего мы хотим?

  1. Организации взаимоотношений – чтобы отношения были такими, которые позволяли тренеру и игроку понимать друг друга. Нужно анализировать среду игрока, чтобы понять его. Все это влияет на подготовку игрока – и это сложное педагогическое воздействие.
  2. Управление – это главное. Это организованность, ответственность, дисциплина, которая потом переносится в игру. Игрокам предстоит серьезная работа. Где мы управляем? В тренировочном процессе.  В раздевалке. В ходе игры уже ничего не изменишь – все уже заложено во время тренировок. В быту – надо жить интересами игроков, жертвовать собой. Если вы живете их интересами и подготовкой, спортсмены тоже будут жертвовать ради этого – здоровьем, личной, жизнью, интересами, чтобы совершенствовать свое мастерство.

Чем мы управляем?

  • Интересами. Мы не хотим, чтобы спортсмен становился плохим человеком, хотим заинтересовать клубом, футболом, жизненной позицией, поступками других людей.
  • Поведением, но это полностью не получается никогда, ведь есть 20 разных психотипов людей. Зато нужно к этому стремиться, чтобы совершенствовать свое мастерство.
  • Ожиданиями. «Я буду тренировать – он достигнет высот». Мы хотим управлять ожиданиями в плане совершенствования и просто жизни. Потому что тренер – это пример. Игрокам позволено то, что делает тренер.
  • Последствиями, чтобы в дальнейшей жизни игрок был благодарен тренеру за то, что он сделал жизнь лучше, исполнил мечты и желания.

Как мы управляем? В сотрудничестве:

  • с родителями – они оказывают непомерное давление, которому трудно противостоять;

Подводя итоги, следует отметить, что если тренер не разобрался в источниках проблем игроков, то он не может подвергать их критике, не может предложить путь исправления ошибок, совершенствования действий. Нужно учиться управлять собой, искать пути исправления, совершенствоваться, обогащаться, общаться друг с другом, а не критиковать себя и игроков.

Принципы снижения массы тела

  • Когда расход энергии превышает её поступление (отрицательный энергетический баланс), происходит уменьшение массы тела.
  • Спортсмены, желающие снизить вес должны рассчитывать потребление так, чтобы поддерживать мышечную массу и уменьшать количество жира.
  • Увеличение расхода энергии и умеренное снижение потребления может предохранять от потери силы и мышечной массы во время диеты.
  • Потеря веса должна быть постепенной, приблизительно 250 – 900 г в неделю, что эквивалентно дефициту энергии 250 – 1000 ккал в день.
  • Спортсменкам не следует потреблять меньше 1200 – 1400 ккал в день, спортсмены-мужчины не должны потреблять меньше 1500 – 1700 ккал в день. Спортсмены не смогут сохранить адекватное потребление микронутриентов при таком ограниченном энергопотреблении.
  • Спортсменам необходимо достаточно пить при снижении веса.
  • Не следует пропускать приёмы пищи, чтобы не допустить компенсаторного переедания.
  • Аэробные упражнения предпочтительны для создания отрицательного баланса энергии, в то время как тренировки с отягощениями помогут предотвратить снижение массы мышц.

Предупреждения

  • Спортсмены, особенно в видах спорта с ограничениями по весу, могут испытывать давление для достижения низкой массы или нереальной композиции тела. Подобное давление приводит к беспорядочному питанию и нарушению пищевого поведения.
  • Отрицательный энергетический баланс приводит к потере веса и нарушениям эндокринных функций (11).
  • Эти условия представляют чрезвычайно сложную ситуацию для любого профессионала,  направляющего процесс снижения веса спортсменов.
  • Снижение массы тела может ухудшать работоспособность, воздействуя через ограничение запасов энергии, ослабление иммунной функции, изменения в поведении, активности ферментов и структурные изменения в мышцах.
  • Быстрое и чрезмерное уменьшение веса может отрицательно влиять на состояние здоровья, включая когнитивные дисфункции, нарушение сердечной деятельности и неспособность поддерживать температуру тела.
  • Для понижения риска травм спортсменам следует питаться и пить надлежащим образом перед тренировками и соревнованиями.
  • Следует избегать низкокалорийных диет и снижающих вес таблеток.
  • Рекомендации по регулированию массы тела должны давать специалисты со знаниями в области спортивного питания.

Необходимо, чтобы врач команды знал следующее:

  • Изменения баланса энергии – ключ к регулированию веса.
  • Регулирование массы тела может быть достигнуто за счёт изменений диеты и упражнений по отдельности.
  • Избыточное или недостаточное потребление энергии может негативно влиять на здоровье.

Желательно, чтобы врач команды выполнял следующее:

  • Определял необходимые цели и методы для изменения массы тела.
  • Консультировал спортсменов относительно продуктов и жидкости для изменения веса.
  • Координировал усилия персонала, занимающегося изменениями веса спортсменов, включая обращения за консультациями и работу спортивного диетолога.
  • Распознавал тревожные признаки отрицательного энергетического баланса (например, утомление, снижение тренированности, частые заболевания и травмы, расстройства питания и эндокринные дисфункции).
  • Был в курсе возможных негативных последствий дефицита микронутриентов, вызванного отрицательным балансом энергии.
  • Развеивал мифы, связанные с причудливыми диетами, низкокалорийными диетами и лекарствами для снижения веса.

Спортивная подготовка или тренировка

Достаточно часто понятия «спортивная тренировка» и «спортивная подготовка» совмещают, делая их синонимами. Но на самом деле, все обстоит несколько иначе. То есть, первое понятие есть неотъемлемой частью второго.

Рассмотрим на примере: если спортсмен выполняет определенные физические упражнения, значит это тренировка как центр спортивной подготовки. А если спортсмен оттачивает свои технические навыки, используя при этом видеоматериал, тогда тренировка как таковая осуществляться не будет. Но подготовка спортсмена все равно будет продолжаться.

Таким образом, стоит отметить, что тренировка есть частью подготовки спортсменов, но не является ее основным методом.

Питание в соревновательный сезон

Под соревновательным сезоном здесь подразумевается период проведения спортивных соревнований. Общие принципы питания для потребления пищи и жидкости остаются сходными и соответствуют целям тренировок данного периода. Наиболее важные факторы при тренировках в соревновательный период:

  • Распределение приёмов жидкости и пищи
  • Увеличение потребления СНО по отношению к белкам и жирам
  • Увеличение контроля над приёмом и восстановлением жидкости и электролитов.
  • Поддержание энергетического баланса
  • Расход калорий часто превышает потребление на протяжении соревновательного сезона
  • Адекватный энергетический баланс сберегает белки от использования в качестве источника энергии и предотвращает потери сухой массы тела.

Время потребления жидкостей и пищи

  • Распределение потребления калорий в течение времени для поддержания сухой массы тела и снижения количества жира.
  • Поддержание гидратации
  • Использовать «восстановительное окно» (смотрите раздел).

Необходимо, чтобы врач команды знал следующие вещи:

  • Питание и баланс энергии играют жизненно важную роль для оптимальной работоспособности.
  • Велика роль пищевых веществ: СНО, белков, жиров и микронутриентов.
  • Спортсмен должен обеспечивать свою тренировочную и соревновательную деятельность за счёт сбалансированного питания без применения пищевых добавок, исключая определённые медицинские состояния.
  • Для оптимальной работоспособности необходимо соблюдать режим распределения энергии и распорядок дня.
  • В зависимости от активности необходимо делать коррекции питания.
  • Жидкости важны для гидратации, терморегуляции и обеспечения энергией.

Желательно, чтобы врач команды выполнял следующее:

  • Понимал значение и квалификацию спортивного диетолога (RD, CSSD)
  • Координировал усилия в медицинском обеспечении спортивной деятельности, включая спортивного диетолога, который должен обучать питанию и проводить индивидуальные консультации по вопросу со спортсменами.
  • Консультировать спортсменов относительно значения жидкости и пищи для оптимальных тренировок, восстановления и спортивных результатов.
  • Рассматривать утомление и вопросы с работоспособностью как возможные проявления плохого питания.
  • Знал пропорции СНО, белков, жиров и микронутриентов в питании.

Таблица 3. Стратегии увеличения или уменьшения массы тела

Стратегия Вид продуктов
Увеличение веса
Примеры выбора продуктов, предоставляющих больше калорий и углеводов, что является необходимым условием для роста массы и поддержания сбалансированного и адекватного питания
  • Клубничный сок содержит больше калорий, чем апельсиновый (170 vs 120)
  • В мюсли больше калорий, чем в овсяных хлопьях (780 vs 200)
  • Бананы калорийней яблок (170 vs 100)
  • Кукуруза калорийней фасоли (140 vs 40)
  • Суп из фасоли содержит больше калорий, чем овощной суп (130 vs 80)
Продукты, содержащие большое количество углеводов/калорий, которые помогают увеличить потребление энергии
  • Сушёные фрукты, например, изюм
  • Крендельки
  • Йогурт
  • Английская булочка с арахисовым маслом
  • Обезжиренные фиговые батончики
  • Фруктовый хлеб, например, банановый, черничные булочки
  • Смузи с низким содержанием молока, йогурт и свежие фрукты
  • Запечённые чипсы
Когда спортсмену трудно употребить большой объём продуктов, он может попробовать следующее:
  • Готовые завтраки или горячий шоколад с добавлением сухого молока
  • Зерновые батончики или сочетание различных орехов
  • Насыщенные углеводами напитки
  • Коммерческие шейки и заменители пищи
Питание спортсмена сбалансированно, но просто чрезмерно. Даже продукты с низким содержанием калорий могут вызывать увеличение массы тела, когда порции еды слишком большие. Контролируйте и оценивайте размер порции, используя следующие приёмы:
  • Теннисный мяч приблизительно ½ порционной чашки
  • Бублики должны быть размером с хоккейную шайбу
  • Три унции мяса (85 г) размером с колоду карт
  • Порция фруктов размером с кулак
  • Одна чашка молока или йогурта – 238 мл
  • Один кусочек хлеба – порция
  • ½ булочки – порция, целая булочка – 2 порции
  • Одна порция каши – ¾ чашки, а не миска
  • Одна чашка салата – одна порция
  • Одну порцию составляют обычно 5-6 крекеров

Общие рекомендации на время подготовки к соревнованиям любого вида спорта

Что делать и как подготовиться правильно к предстоящим соревнованиям? Предлагаем изучить общие правила по подготовке, которые состоят из следующего:

  1. Для хорошего результата в любом виде спорта очень важным моментом является регулярность тренировок, а также постепенное их усложнение. Таким образом появится физическая выносливость и навыки значительно улучшаться.
  2. По окончании тренировочного занятия каждый спортсмен должен контролировать свое состояние, чтобы удостовериться в правильности составленного плана либо внести коррективы. Обязательное условие – это отдых, который поможет снять напряжение после тренировки.
  3. Каждое упражнение необходимо тщательно спланировать, сюда включается темп выполнения, частота и правильность движений. Не стоит чрезмерно переутомлять свой организм, иначе это может негативно сказаться на здоровье.

  4. Профессионалы рекомендуют отказаться от чрезмерно длительных занятий, главное правило – улучшить выносливость и силовые способности.
  5. Когда речь идет о том, как подготовиться к соревнованиям, не менее важным аспектом является такой показатель здоровья, как пульс. И начинающие спортсмены, и профессионалы не должны забывать до начала тренировки и по окончании ее проверять частоту сердечных сокращений. Это самый простой способ следить за состоянием организма.
  6. К тренировкам лучше морально подготовиться, так как это длительный период, а сами тренировки должны включают занятия на скорость, силовые упражнения и упражнения, соответствующие непосредственно виду предстоящих соревнований.
  7. В неделю необходимо выделить конкретные дни для занятий, к примеру, вторник можно уделить силовым упражнениям, чередуя их с разминками, а в четверг запланировать занятия на скорость и время; в воскресенье можно приложить максимальные усилия на тренировке. Такая регулярность может соблюдаться до последних дней перед началом соревнования.

Спортсменам важно следить за своим здоровьем, особенно перед соревнованием

Спортивно-техническая и тактическая подготовки

Спортивно-техническая подготовка.

На первом этапе, т. е. в тренировке начинающих, спортсмены усваивают основной состав элементарных технических навыков, уже доводя их до уровня тонко отточенных по форме движений.

В дальнейшем ходе тренировки спортивная техника совершенствуется и развивается до степени вариабельного навыка. Объем (количество навыков) спортивной техники существенно расширяется. Вместе с тем необходимо развивать широкий двигательный базис как генеральную основу для перспективного совершенствования координационных способностей.

В спортивно-технической подготовке отмечаются следующие различия по видам или группам видов спорта. В технических видах спорта формирование спортивной техники, естественно, первостепенная задача, и в соответствии с этим ей отводится большее время в тренировке. Решение ее на этапе становления спортсмена находит свое конкретное выражение в том, что, например, гимнасты и фигуристы овладевают упражнениями и соответствующими элементами техники, которые составляют содержание обязательной и и произвольной программы мастеров.

В скоростных и скоростно-силовых видах спорта, так же, как и в спортивных играх и единоборствах, спортивно-техническая подготовка имеет достаточно большое значение, хотя существуют известные различия между этими группами видов спорта. В то время как в беге на короткие дистанции, в прыжках и метаниях физические способности необходимо развивать предпочтительно по сравнению со спортивной техникой, в спортивных играх и единоборствах приходится уделять относительно больше времени спортивно-технической подготовке, поскольку в них существенно больше подлежащих усвоению технических навыков (например, в спортивных играх).

В то время как, например, в беге на короткие дистанции и в прыжках в длину изучают лишь небольшое число постоянно повторяющихся движений, занимающиеся спортивными играми должны овладевать многочисленными техническими навыками (ведение мяча, прием мяча, удары по мячу, передача мяча и т. д.), включая финты и специальные технические приемы (например, виды бросков); при этом существенными критериями степени овладения навыками служат их вариабельность, быстрота движений и устойчивость в обстановке соревнования.

В тех видах спорта, где результаты в решающей мере зависят от силы и выносливости, спортивно-техническая подготовка занимает тем меньшее время, чем больше его отводится на развитие физических способностей.

Тактическая подготовка

Начинающий прежде всего должен научиться владеть элементарными стандартными тактическими операциями, в которых он может осмысленно применить свои физические способности и спортивную технику. Более подготовленный спортсмен должен совершенствовать тактические способности и знания, учиться демонстрировать отвечающие правилам состязаний способы ведения борьбы, полностью использовать с помощью тактики свои физические способности и спортивную технику, а также самостоятельно и творчески разрешать возникающие ситуации.

В связи с развитием тактических способностей именно в тренировке подрастающих спортсменов очень важно сформировать у них тактику, направленную на победу и наступательное ведение борьбы, подготовить их к спортивной борьбе и настроить на нее. Тактическая подготовка почти во всех видах спорта имеет определяющее значение в создании предпосылок для рационального ведения соревнования

Поэтому она должна с самого начала иметь место в тренировке подрастающих спортсменов.

Объем тактической подготовки, однако, различен в отдельных видах спорта. В спортивных играх и в единоборствах он ввиду многообразия тактических возможностей будет больше, чем, скажем, в беговых видах, особенно в беге на короткие дистанции.

Виды спортивной подготовки

Подготовка спортсмена – это комплексный педагогический процесс, который включает в себя множество факторов, которые в целостности способствуют достижению цели. Поэтому разделяют 6 видов спортивной подготовки:

Теоретическая подготовка. Базу или центр спортивной подготовки составляют все необходимые теоретические знания и навыки, которые необходимы для успешного физического развития в рамках определенного вида спорта.

Физическая подготовка. Процесс развития физических качеств и функциональных возможностей организма, с целью осуществления возможности достижения высоких спортивных результатов.

  • Техническая подготовка. Этот вид подготовки подразумевает овладение определенными техническими навыками двигательной деятельности, которые присущи отдельным видам спорта.
  • Тактическая подготовка. Это процесс овладения рациональными тактическими приемами для ведения эффективной соревновательной деятельности. При этом специальные технические приемы – неотъемлемая часть данной подготовки.
  • Психологическая подготовка. Спортивная деятельность напрямую связана с психологическим давлением. Поэтому подготовка спортсмена должна предусматривать развитие стрессоустойчивости, его моральных и волевых качеств.
  • Интегральная подготовка. Недавно стали выделять еще один комплексный вид подготовки спортсменов. Этот процесс направлен на развития способностей к вариативной, но целостной реализации всех выше перечисленных видов подготовки к соревновательной деятельности.

Следует также отметить, что спортивная подготовка – это целенаправленный педагогический процесс, который должен быть грамотно и методически верно организован с точки зрения чередования и объединения всех видов.

Некоторые правила подготовительного этапа перед соревнованием по бегу

Как наиболее эффективно подготовиться к соревнованиям бегуну? В первую очередь следует определиться с удобной и качественной обувью, ведь это залог того, что тренировочные занятия и непосредственно соревнования не принесут вреда ступням. Это простой пункт при подготовке – нужно наведаться в специализированный спортивный магазин и подобрать подходящую пару обуви.

Чтобы лучше понять, как подготовиться к соревнованиям по бегу, необходимо составить удобное по времени расписание занятий. Этот план должен включать забеги на длинные дистанции (это поможет улучшить выносливость) и на короткие, велотренировки, плавание и различные упражнения на развитие силы.

Для бегуна очень важна качественная обувь

Для того чтобы бег не стал изначально изнуряющим, следует правильно распределить темп во время забега. Нет необходимости со старта начинать бежать во всю силу, лучше придержать максимальный рывок для финиша.

Тренировочные занятия обычно начинают с минимальных нагрузок, после чего сложность выполнения и время увеличивают.

Многие специалисты рекомендуют проводить тренировки на месте самих соревнований. Это поможет распределить возможности спортсмена и подобрать правильный темп бега.

Как подготовиться к соревнованиям по бегу в главный день? Во-первых, следует хорошенько выспаться, дать возможность организму отдохнуть после изнурительных тренировок, во-вторых, в день соревнований нельзя вносить ничего нового в свой режим, это касается и продуктов питания, и элементов разминки.

Разминка перед забегом выполняется в обычном режиме

Существуют простые правила, как подготовиться к соревнованиям в этот день. Заключаются они в следующем: хороший калорийный завтрак (лучше употреблять все те блюда, которые обычно используются в день тренировки), психологический настрой, и главное – не забыть вещи, которые могут понадобиться на соревнованиях.

Какие существуют методы и способы тренировки?

Занятия спортом должны непременно приносить результат, поэтому очень важно владеть методами спортивных тренировок. Под этими методами подразумеваются приемы и правила, по которым действуют тренер и спортсмен.. I

Применяемые способы могут быть двух видов: общепедагогическими или практическими.

I. Применяемые способы могут быть двух видов: общепедагогическими или практическими.

1. Группа общепедагогических методов включает:

  • Словесные методики – это когда тренер обсуждает с подопечным задачи предстоящих занятий, рассказывает о технике выполнения упражнения, разъясняет его пользу и вред, анализирует предыдущие достижения, мотивирует спортсмена на победу и результаты. Для всех этих действий необходимо отлично знать терминологию и владеть критериями оценки достижений.

  • Наглядные методики – это способы демонстрации техник выполнения спортивных упражнений тренером или более опытным спортсменом (также используются видеозаписи, фильмы или схематичные материалы). Впоследствии занимающийся оттачивает мастерство выполнения элемента под присмотром инструктора.

2. В группу практических методов входят строго регламентированные упражнения и техники для развития у спортсменов физических навыков и качеств. Незнакомые элементы делятся на составляющие и осваиваются последовательно – от простых к более сложным.

II. По способам физнагрузки на организм все методы спортивной тренировки делятся на:

  1. непрерывную и равномерную нагрузку (Тренировка отличается монотонностью, одинаковым темпом и не прерывается на протяжении некоего отрезка времени – например, бег, – развивает атлетические качества и выносливость);

  2. непрерывную и переменную нагрузку (В отличие от предыдущего метода, уровень физической нагрузки может изменяться в процессе тренировки/упражнения);

  3. интервальные (Интенсивность нагрузки во время тренировки в конкретный временной период резко меняется – от незначительной до серьезной, а паузы на отдых строго ограничены. Такое занятие дает возможность быстро сжечь калории и подходит опытным спортсменам без сердечных заболеваний);

  4. повторяющиеся (Отличаются тем, что после выполнения необходимых повторений воспитаннику дается одна-две минуты отдыха);

  5. игровые (Особенно подходят для начинающих спортсменов, которые хотят развить координацию, стойкость, неутомимость, ловкость. Упражнения выполняются в форме состязаний);

  6. соревновательные (Эти методики применяются на подготовительном этапе перед соревнованиями, имитируя их условия).

III. По организации занятий способы спортивной тренировки могут быть:

фронтальными (Весь состав спортсменов выполняет одно и то же задание

Важно: все спортсмены должны видеть инструктора и не мешать друг другу);

групповыми (Занимающиеся делятся на группы по весовой категории или возрасту, каждая группа выполняет разные задания);

индивидуальными (Чаще всего применяются со спортсменами, подготовка которых отличается от остальных).

Методы спортивной подготовки

Также спортивная подготовка – это совокупность и методическая распределенность методов. Они, в свою очередь, группируются на три типа:

  • Получение знаний.
  • Выработка двигательных умений и навыков.
  • Развитие общих двигательных способностей.

К первой группе относятся:

  • Устные: объяснения, рассказы, беседы, описания.
  • С помощью печатных ресурсов: работа с учебниками, пособиями, карточками.
  • С помощью наглядности: непосредственная наглядность (когда демонстрация происходит с активным участием одного из подчиненных), опосредованная наглядность (видео записи, рисунки, схемы и др.) и активные методы (с объяснениями на примере самого участника).

Вторую группу составляют два метода работы над физическими упражнениями: разделенное и целостное упражнение.

В третью группу входят:

  • метод повторов;
  • метод интервалов;
  • метод круговых повторений;
  • игра;
  • метод переменостей;
  • метод равномерности;
  • метод соревнований.

Питание перед упражнениями

Упражнения – целенаправленная тренировка или соревнования, потенциально связанные с потребностями спорта. Предтренировочный период – промежуток времени перед упражнениями, за ≤4 часа до начала тренировки. Общие и специальные потребности питания и приёма жидкости определяются до начала соревновательного сезона. Адекватное питание перед упражнениями способно улучшить работоспособность по сравнению с воздержанием от пищи (10). Предтренировочная пища и жидкости должны состоять преимущественно из углеводов для поддержания ГК при выполнении упражнений, что способствует уменьшению расходования гликогена мышц и печени; умеренного количества белка; а также содержать низкое количество жира и волокон для минимизации желудочно-кишечных расстройств (1).

Предтренировочное питание подбирается индивидуально, на основе различий в потребностях. Оптимальное (теоретически) время приёма не всегда оправдано, учитывая расписание или индивидуальные предпочтения. Спортсменам необходимо экспериментировать с выбором жидкости и еды, а также со временем потребления перед тренировками, прежде чем использовать стратегию во время соревнований.

Важно соблюдать время приёма жидкости и пищи при рассмотрении предтренировочного питания.

  • Жидкости
  • По крайней мере, за 4 часа до упражнений, необходимо выпить 350 – 600 мл воды или спортивных напитков (6-8% СНО, Таблица 5). Это оптимизирует гидратацию и предоставит адекватное время для выведения лишней жидкости.

Можно выпить немного жидкости перед началом упражнения.

  • Пища
  • СНО: 3-4г СНО на кг массы тела за 3 – 4 часа до упражнений; можно в твёрдом виде.
  • СНО: 1г СНО на кг массы тела за час и менее до упражнений; только жидкость.

Предупреждения

  • Определите количество СНО в жидкости. Концентрация выше 6-8% СНО может снизить абсорбцию жидкости.
  • Концентрация СНО в большинстве «энергетических напитков» превышает 8%.
  • Достаточная калорийность необходима, чтобы спортсмен не испытывал голода во время упражнений, но не настолько большая, чтобы в желудке оставалась непереваренная пища.
  • Избегайте потребления большого количества волокон и жира перед тренировкой, так как это может вызвать желудочно-кишечный дистресс до и при выполнении упражнений.

Таблица 5. Примеры продуктов для потребления перед занятием

По крайней мере за 4 часа до упражнений выпейте 350 – 600 мл воды или спортивных напитков (6-8% СНО или 14-16 г СНО и 110-165 мг натрия на 240мл)
За три – четыре часа перед соревнованиями или тренировкой спортсмену следует принять
  • Бутерброд с индейкой, овсяные крекеры, батончик мюслей и фрукты
  • Макароны с мясным или томатным соусом, салат, кусок фрукта
  • Чашка риса с овощами на пару и курица или говядина, фрукты
  • Йогурт, фрукты и зерновые мюсли, французский тост/блины с сиропом и яйцами, йогурт, стакан апельсинового сока
За час до тренировки или соревнований
  • Спортивный напиток
  • Энергетический батончик
  • Тост
  • Яблочное пюре
  • Крекеры
  • Каша на обезжиренном молоке
  • Банан (27 г СНО)

Обязательные тесты определения физической подготовленности студентов

№ п/п

Характеристика направленности тестов

Оценка в очках

женщины

мужчины

5

4

3

2

1

5

4

3

2

1

1

Тест на скоростно-силовую подготовленность

— бег 100 м (сек)

15,7

16,0

17,0

17,9

18,7

13,2

13,8

14,0

14,3

14,6

2

Тест на силовую подготовленность:

  • поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа ноги закреплены, руки за головой (кол-во раз);
  • подтягивание на перекладине (кол-во раз)

60

50

40

30

20

15

12

9

7

5

3

Тест на общую выносливость – бег 2000 м (мин., сек)

10,15

10,50

11,15

11,50

12,15

4

Тест на общую выносливость – бег 3000 м (мин., сек.)

12,00

12,35

13,10

13,50

14,0

* Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные и в конце – как определяющий сдвиг за прошедший учебный период.

Тесты

Заключение

Физическая
культура и спорт являются неотъемлемой частью жизни человека

Важность
физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего благосостояния
человека трудно преувеличить. С детства родители, учителя и средства массовой
информации — радио и телевидение — вдохновляли детей открывать для себя
уникальные преимущества физической активности и побуждали их активно заниматься
спортом

В этом возрасте спортом обычно занимаются под руководством опытных
тренеров и специалистов, которые следят за правильным и гармоничным развитием
развивающегося организма. В школьном возрасте эту роль в основном выполняют
учителя физкультуры в школе.

В 16
лет уверенность человека в себе достаточно развита. С этого момента игровой
характер спорта трансформируется в серьезное и полное осознание человеком всех
преимуществ и удовольствий, которые приносят физические упражнения. Он
осознает, что ловкость, гибкость и изящество прекрасны, и что через спорт они
развиваются, а также энергия и сила.

Есть
и еще один положительный аспект: спорт помогает встретить интересных людей,
завязать дружбу, почувствовать радость общения и почувствовать себя
расслабленным и обновленным. В то же время необходимо оценить их физические
возможности самостоятельно и реально рассчитать их силу соответствующим
образом. Физическая активность, активная физическая активность очень
положительно влияет на успех умственного труда, который не является лишним для
школьников, студентов, рабочих и служащих и даже пенсионеров.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий