Введение.
Карл Густав Юнг выделят в развитии личности особый процесс – процесс индивидуации, в котором личность приобретает полноту и целостность своего бытия. Индивидуация связана с расширением сферы сознания и расширением его возможностей. Итог — становление самости, в котором эго (сознание личности) становится элементом самости. Причем эго не растворяется, не ассимилируется самостью, что было бы психической катастрофой. В отличие от индивидуализма, индивидуация означает не отказ от коллективности, а напротив – более совершенное исполнение коллективных предназначений.
Процесс индивидуации есть выделение личности из коллективных основ собственной психики, духовное рождение человека, возникновение психически самостоятельного, саморазвивающегося существа. Индивидуация — это ассимиляция бессознательного через осознание тех образов, которые оно поставляет, то есть, проявление и осознание архетипов. Обретение самости происходит через циклы частичных слияний конкретных психических содержаний. Цель индивидуации — освобождение самости от лживых покровов персоны (социальной роли-маски) и от самодавлеющей власти бессознательных образов.
22 стр., 10777 слов
Процесс становления личности
… возрастной субкультуры; Раскрыть теоретические аспекты социализации: факторы, влияющие на социализацию, формы социализации. Проанализировать процесс становления личности, его стадии; Определить роль социализации молодежи для будущего России; Показать влияние субкультуры на социальное воспитание личности подростков, его формирование. Формирование личности человека …
Самость — одновременно и символ воссоединения сознания и бессознательного, и трансценденция по отношению к ним. Она может быть описана лишь отчасти, а отчасти до поры до времени остается непознаваемой и неопределимой. На бессознательном уровне самость есть архетип, обнаруживающий себя в сновидениях, мифах и сказках в качестве “высокопоставленной личности”.
Юнг полагает, что процесс индивидуации доступен всем.
Цель реферата: рассмотреть процесс индивидуализации и его отражение в мифах и сказках.
Основные принципы
Принцип самоактуализации
У всех людей природой и социумом заложены определенные способности и возможности. К ним относятся умственные, творческие (художественные, музыкальные, литературные, театральные) способности, физическая предрасположенность к определенным видам спорта, способности в области коммуникаций между людьми, и другие — врожденные или полученные в результате социализации
Очень важно вызвать у ребенка стремление выявить свои сильные стороны и всесторонне их развивать
Принцип индивидуальности
В каждом человеке присутствует свое собственное неповторимое «Я», называемое индивидуальностью. Без нее наше общество стало бы похоже на армию роботов или клонов. Индивидуальные отличия между людьми, непохожесть их взглядов, мировоззрений, склонностей являются движущей силой прогресса, фактором развития общества. Именно поэтому необходимо при применении педагогических теорий учитывать особенности личности каждого учащегося, а также способствовать формированию, развитию и укреплению их индивидуальности.
Принцип субъектности
Субъектность — это свойство человека, проявляющееся в его активной жизненной позиции и в обладании свободой выбора при осуществлении всех его действий.
Задача педагога — помочь ученику выработать и развить в себе субъектность, способствовать проявлению ее в социуме при взаимодействии с другими субъектами и в целом отражать ее в своей деятельности.
Принцип выбора
Каждого учащегося необходимо постоянно ставить в условия, при которых он сможет проявить свою субъектность в части свободы выбора. Здесь речь идет о выборе таких важных условий учебной деятельности и воспитательного процесса, жизни коллектива в целом, как их формы, цели, содержание и способы организации.
Принцип творчества и успеха
Раскрытие творческих способностей учащихся посредством личной или коллективной деятельности способствует яркому выражению ими своей индивидуальности и ее развитию. Через творческую деятельность ученик выявляет свои сильные стороны, обнаруживает способности и таланты. Благодаря успешным результатам такой деятельности, ребенок с заниженной самооценкой имеет все шансы ее повысить и поверить в свои силы. Позитивные отзывы о его творческой деятельности со стороны окружающих формируют положительную самооценку, уверенность в себе, что в свою очередь является мощным стимулом для активизации процесса самоутверждения и самоактуализации.
Принцип доверия и поддержки
Сущность этого принципа в полном отказе от устаревших методов авторитарности и насильственности в воспитательном и учебном процессах. Старая идеология признавала непререкаемое главенство преподавателя перед учениками — им не позволялось иметь собственное мнение и чем-то выделяться среди остальных. Роль учеников сводилась к послушному повторению действий учителя и запоминанию выданной им информации. Формирование личности учащегося происходило методом насильственного внушения определенных правил поведения с применением наказания за их нарушение.
Основой же идеологии личностно-ориентированного подхода является принцип доверительного уважения между учеником и учителем. Педагог не навязывает свои взгляды ученикам, а стимулирует их к самостоятельному познанию, оказывая им всяческую поддержку в этом. Тем самым он способствует их самосовершенствованию и самореализации.
Применение
Слово индивидуация встречается с разными значениями и коннотациями в разных областях.
В философии
С философской точки зрения «индивидуация» выражает общую идею того, как вещь идентифицируется как индивидуальная вещь, которая «не является чем-то другим». Это включает в себя то, как отдельный человек считается отличным от других элементов в мире и чем человек отличается от других людей. К семнадцатому веку философы начали связывать вопрос об индивидуации или о том, что вызывает индивидуальность в любой момент времени, с вопросом об идентичности или о том, что составляет тождество в разные моменты времени.
В юнгианской психологии
В Юнгианская психология, также называется аналитическая психология, индивидуация – это процесс, в котором индивидуальное я развивается из недифференцированного без сознания – рассматривается как развивающий психический процесс во время которого врожденные элементы личности, компоненты незрелого психика, а опыт жизни человека становятся, если процесс более или менее успешен, со временем объединяются в хорошо функционирующее целое.[нужна цитата ] Другие психоаналитические теоретики описывают это как стадию, на которой индивид преодолевает групповую привязанность и нарциссическую эгоцентричность.
В медиаиндустрии
Медиаиндустрия начала использовать термин индивидуация для обозначения новых технологий печати и онлайн, которые позволяют массовая персонализация содержания газеты, журнала, программы вещания или веб-сайта, чтобы его содержание соответствовало уникальным интересам каждого отдельного пользователя. Это отличается от традиционного СМИ практика создания одинакового контента для всех читателей, зрителей, слушателей или онлайн-пользователей.
Теоретик коммуникаций Маршалл Маклюэн ссылается на эту тенденцию[нужна цитата для проверки ] при обсуждении будущее печатных книг во взаимосвязанном электронном мире.
В законе о конфиденциальности и защите данных
Примерно с 2016 года, что совпало с усилением государственного регулирования сбора и обработки персональных данных, в первую очередь GDPR в законодательстве ЕС индивидуация используется для описания «выделения» человека из толпы – угрозы частной жизни, автономии и достоинству. Большинство законов о защите данных и конфиденциальности включают идентификацию человека в качестве порогового критерия, когда субъекты данных нуждаются в правовой защите. Однако защитники конфиденциальности утверждают, что вред конфиденциальности может также возникать из-за способности устранять неоднозначность или «выделить» человека. Это позволяет на индивидуальном уровне отслеживать, профилировать, нацеливать, связываться с человеком или подвергать его влиянию решения или действия, даже если его «личность» неизвестна (или может быть познана).
Быстрое развитие технологий, включая Искусственный интеллект, и оптический наблюдение в сочетании с системы распознавания лиц изменили цифровую среду до такой степени, что «неидентифицируемый» больше не является эффективным доверенным лицом для «не будет нанесен ущерб конфиденциальности», и многие законы о защите данных могут потребовать пересмотра, чтобы обеспечить адекватную защиту интересов конфиденциальности, путем явного регулирование индивидуации, а также идентификация людей.
В физике
Два квантово запутанный частицы нельзя понять независимо. Два или более штатов в квантовая суперпозиция, например, как в Кот Шредингера быть одновременно мертвым и живым, математически не то же самое, что предположить, что кошка находится в отдельном живом состоянии с 50% вероятностью. В Принцип неопределенности Гейзенберга Говорит, что дополнительные переменные, такие как должность и импульс, не могут быть точно известны оба – в некотором смысле они не являются отдельными переменными. А естественный критерий индивидуальности было предложено.
Характеристика подхода
Все педагогические методики можно поделить не две группы:
- К первой относятся те, которые опираются на ведущую роль педагогики, среды обучения и других внешних факторов.
- А ко второй — те, которые главной фигурой считают самого ребенка, то есть являются личностно ориентированными.
Методы и принципы, используемые в личностно-ориентированном подходе, находятся в противостоянии с общепринятыми обезличенными, авторитарными методами обучения. В противовес последним, они исходят из уникальности, неповторимости личности каждого ребенка, который открыт для усвоения нового опыта, способен на основе личных мотивов и побуждений сделать осознанный выбор в разных ситуациях, стремится к полной самореализации.
Принцип воспитания и образования, ориентированный на индивидуальность ученика, использует те средства и методы, которые будут подходить каждому конкретному ребенку с учетом его уникальных особенностей, склонностей, интересов, присущих только ему черт. Он нацелен на создание особой атмосферы сотрудничества между педагогом и обучающимся, взаимопонимания между ними, на перспективу полного раскрытия творческих способностей ребенка, на выявление и развитие его прочих личностных возможностей.
Перечень задач, стоящих перед педагогом, при использовании такого подхода:
предоставлять учащимся больше самостоятельности в учебной деятельности при постановке целей, в выборе способов решения поставленных задач и их реализации;
сотрудничать с учащимися на равных, предоставляя им проявлять инициативу, а себе оставить роль консультирующего помощника;
опираться на уже приобретенные навыки и знания учеников;
формировать стратегию обучения, наиболее подходящую каждому конкретному ученику;
принимать во внимание нравственные качества учащихся, их морально-этические ценности;
учитывать характеристику социального и культурного развития каждого ученика, их различие между собой;
принимать во внимание эмоциональный настрой ребенка;
дать каждому ребенку возможность быть естественным, проявлять свою непохожесть на других.
Индивидуальность в психологии
Индивидуальность такое уникальное свойство личности, которое вызывает интерес в изучении психологами. Этот феномен давно исследуется как в нашей стране, так и зарубежными психологами. В психологии индивидуальность рассматривается как комплекс взаимодействий между темпераментом, характером, межличностными отношениями, интеллектом, интересами и увлечениями личности.
Анализ взаимосвязей между отличительными чертами человека играет важную роль. Он помогает понять масштабы влияния общества и среды на развитие личности и ее индивидуальности. Помогает узнать о возможностях человека самореализоваться, быть оригинальным и непохожим на других благодаря своим стараниям. Человек – это член общества, а не изолированный субъект, что вызывает интерес к изучению. Особенно интересно с точки зрения психологии изучение межличностных отношений между людьми в обществе. Это дает возможность исправить ошибки на этапах развития и становления личности.
Литература.
1. Аналитическая психология и психотерапия/ Сост. И общая редакция В. М. Лейбина. – СПб.:Питер, 2001. – 512с.
8 стр., 3580 слов
Противостояние Востока и Запада
… По этой причине индивидуация, которая, по Юнгу, представляет собой идеал душевного здоровья и благополучия взрослой жизни, Востоку просто не понятна. На Западе боги и люди не воспринимаются … идеалу, навязанному всем – даже великим святым и мудрецам – на Востоке, где безраздельно властвует уверенность, что человек должен до конца отождествиться с отведенной ему маской социального положения, …
2. Беседин, Липатов, Тимченко, Шапарь. Тайна личности. Занимательная психология для детей и взрослых. – Харьков: Неофит; Фортуна-пресс, 1996. – 557с.
3. Борбели А. Тайна сна/Пер. с нем. В. М. Ковальзона. – М.: Знание, 1989. – 192с.
4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – 3-е изд., с изм. И доп. – СПб.: Свет, 1997. – 608 с.
5. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М: Политиздат, 1987. – 286с.
6. Дикманн Х. Методы в аналитической психологии. – М.: ООО «ЦГЛ «РОН», В.Секачев, 2001. – 329с.
7. Лобан-Плозза. Здоровый сон. – Мн.:Полымя, 1990. – 30с.
8. Советский энциклопедический словарь./Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 1600с.
9. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – СПб.: Питер, 2001. – 34с.
10. Фрейд З. Толкование сновидений: Сб. произведений . Пер. с нем. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- 608с.
11. Холл Джеймс. Юнгианское толкование сновидений. – СПб.: Б.С.К., 1996. – 168с.
12. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. – М.: Наука. 1996. – 269с.
Условия осуществления
Юнг в своем определении индивидуализации выделял ее три основополагающих признака:
- Процесс индивидуализации направлен на развитие личности.
- Успешное прохождение индивидуализации не может осуществляться вне социума и коллективных взаимоотношений.
- Этот процесс отражает определенную степень противопоставления социальным нормам, не представляющим абсолютной ценности.
Индивидуализация приводит человека к пониманию и осознанию собственных уникальных черт и особенностей. Это знание дает уверенность и помогает объективно оценивать свои и чужие поступки и возможности.
Этот этот процесс не может проходить вне социума. Только во взаимодействии индивидуализации и социализации человек может создать гармоничные отношения с миром и с собой. Усваивая общепринятые нормы, ценности и принципы, человек определяет социальные установки, которые ему наиболее близки и принимает их.
В отношение некоторых господствующих правил он может иметь свое мнение, основанное на индивидуальных стремлениях и ожиданиях. К примеру, в светском государстве человек вправе принимать или не применять религию, которая доминирует в его окружении.
Индивидуализация основывается на признании уникальности и неповторимости любого человека, его свободы и права выбора.
Индивидуальная траектория развития как основа образования будущего
volatility (изменчивость)
uncertainty (неопределенность)
complexity (сложность)
ambiguity (двусмысленность)
Студент, который начинает обучение, через несколько лет может оказаться невостребованным на рынке: жизненный цикл профессий сокращается, регулярно возникает потребность в дополнительных компетенциях, зачастую из других дисциплинарных полей.
Поэтому сегодня основная задача образования — создать свободную среду, в которой обучающиеся могут сами выстраивать свои образовательные траектории в соответствии с внутренними установками или изменчивыми внешними обстоятельствами. В результате каждый студент может сформировать уникальный компетентностный профиль, а это совсем другой уровень гибкости на рынке труда.
В настоящее время одним из принципов образования является индивидуализация обучения. Этот процесс требует сопровождения, в частности тьюторского. Причем индивидуализация подразумевает не только выбор программ, но и проектной деятельности, команд и других активностей, связанных с неформальным образованием. Образовательное пространство должно быть построено таким образом, чтобы студенты впоследствии смогли самостоятельно ставить цели, делать выбор в соответствии с ними и адаптироваться под новые реалии. Принцип индивидуализации можно реализовать в разных масштабах: в рамках одного занятия, учебного плана, образовательного учреждения, среды в целом.
«В современной литературе широко распространено понятие „поколение выбора“. Выбор — это уже не просто свобода или привилегия, это твоя обязанность. Мы живем в мире, в котором постоянно выбираем, принимаем решения в условиях неполной информации и коммуникационных шумов. Наши пробы дают нам возможность определиться, так сказать: когда ты первый раз заходишь в кофейню, то экспериментируешь: пробуешь один кофе, потом второй, третий. Но потом, определившись однажды, ты решаешь проблему выбора как минимум на какое-то время. Но снять совсем вопрос выбора и сформировать вокруг себя систему готовых решений в современном мире невозможно, поэтому приходится выбирать. И нести за это ответственность».
Если человек как можно раньше начинает развивать навык ответственного принятия решений, учиться понимать собственные интересы, сильные и слабые стороны, ставить цели и задачи, разрабатывать план движения и следовать ему, тогда будет легче ориентироваться в жизни вне зависимости от того, в какой сфере он реализуется. Он научится корректировать свой план развития и изменит отношение к ошибкам, так как они являются естественной частью образовательного пути. Их необходимо правильно анализировать и превращать отрицательный опыт в положительный.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Гилберт Симондон
В Психология индивидуальности и коллективГилберт Симондон разработал теорию индивидуальной и коллективной индивидуации, в которой индивидуальный субъект рассматривается как следствие индивидуации, а не как причина. Таким образом, индивидуальный атом заменяется нескончаемым онтологический процесс индивидуации.
Симондон также задумал «доиндивидуальные поля», которые делают возможной индивидуацию. Индивидуация – это всегда незавершенный процесс, в котором всегда остается «доиндивидуальное», что делает возможными будущие индивидуации. Более того, индивидуация всегда создает как индивидуальный субъект, так и коллективный субъект, которые индивидуализируются одновременно. подобно Морис Мерло-Понти Симондон считал, что индивидуализацию бытия нельзя постичь иначе, как коррелированной параллельной и взаимной индивидуализацией знания.
В чем состоит отличие понятий “человек”, “индивид”, “личность” от понятия “индивидуальности”
Часто в разговорной речи, в художественной или научной литературе, в обиходе этими понятиями описывают какой-то один субъект. Они тесно между собой связаны, однако не означают одно и тоже.
Итак, “человеком” называется представитель человеческого рода. Человеческие качества и физические признаки определены генетически.
Индивид – это представитель вида “homo sapiens” в единичном экземпляре. Индивиды отличаются друг от друга ростом, весом, типом телосложения, цветом волос, расовыми принадлежностями, характером, мышлением, темпераментом и поведением.
Под “личностью” имеются в виду свойства человека, которые развиваются в нем под влиянием общества. От семейного воспитания, традиций, влияния родственников, воспитателей в детском саду, учителей в школе, преподавателей в училище и университете, коллег и, в общем, от отношений между людьми зависит какой личностью станет человек.
Индивидуальность же представлена в основном духовными качествами человека. Отражает его неповторимость, самобытность и независимость. Индивидуальностью называют способность личности самой выбирать, определить свой путь, свое призвание, способность проявить себя иначе в сравнении с другими. Таким образом видно, что эти понятия взаимосвязаны, так как относятся к одному субъекту.
Примеры в процессе обучения ребенка
Хорошим примером применения личностно-ориентированного подхода в обучении может служить его сравнение с классическим подходом. Последний ориентируется на среднестатистического учащегося и нацелен на простое воспроизведение полученной информации, на повторение действий преподавателя («повторяй за мной», «делай, как я»). Для всех учеников подбирается одинаковый объем изучаемого материала, построенного по принципу «от простого к сложному». При выстраивании обратной связи учитель обращается сразу ко всей группе учащихся. Урок проводится по стандартной схеме:
- повторили пройденный материал;
- прослушали лекцию на новую тему;
- закрепили материал на практике (учитель показал, как это применяется);
- выполнили самостоятельную работу по образцу, предложенному учителем.
При этом педагог сам выбирает одну общую для всех тему и характер работы (индивидуальный или групповой). Оценку работе учащегося, его ответу на уроке дает единолично преподаватель, используя принятую в баллах оценочную шкалу. Задание для самостоятельной работы дома (его количество, степень сложности и форма выполнения) определяется учителем и является одинаковым для всех.
При личностно-ориентированном подходе обучение в первую очередь нацелено на индивидуальное развитие личности каждого конкретного ученика, призвано сформировать его критическое мышление и жизненные ценности. Объем получаемых знаний, их уровень сложности подбирается с учетом индивидуальных возможностей учащегося и его пожеланий.
Каждый ученик в меру своих способностей, склонностей активно вовлекается в учебный процесс и сам выбирает индивидуальный или групповой характер работы. Изучаемые на уроке темы могут отличаться для разных категорий учеников в зависимости от их познавательных особенностей. Учащемуся предоставляется возможность самому критически оценить свой ответ или результат работы на уроке. Последующая оценка со стороны преподавателя показывает не только количество набранных баллов, но и качество выполненной работы или данного ответа. Каждый ученик сам выбирает степень сложности домашнего задания, его количество и форму выполнения.
Применение на практике
Существует несколько видов личностно-ориентированного подхода, которые применяются на практике. Все они взаимосвязаны друг с другом через понятия дифференциации и индивидуализации.
Дифференцированный подход
Дифференциация — это распределение учеников на разные категории групп по определенному принципу с целью оптимизации учебного процесса и создания наилучших условий для саморазвития каждого конкретного ребенка.
В качестве примера можно привести разделение учащихся первого класса на три категории:
- Те, кто совсем не умеет читать.
- Дети, знающие все буквы и умеющие складывать из них слоги и простые слова.
- Хорошо читающие дети.
Дифференцированный подход к обучению означает построение учебного процесса, при котором учитываются его возрастные характеристики, интеллектуальный уровень развития ребенка (имеющиеся способности и знания), степень его обучаемости (как быстро он способен усвоить материал).
Индивидуальный подход
Индивидуализация — это процесс выявления и учета психических, физиологических и иных особенностей личности.
На основе проведенного анализа выстраивается концепция по применению наиболее подходящих форм и методов воспитания и обучения. Для этого учитель или воспитатель должны обладать знаниями в области психологии. Необходимо учитывать степень дисциплинированности, активности ученика, его уверенности в себе, особенности восприятия информации (какая память лучше развита — зрительная или слуховая), темперамента (выполняет задание быстро, но с помарками или же медленно и скрупулезно) и другие характеристики.
Индивидуальный подход к обучению означает разделение детей на группы по таким признакам, как наличие определенных способностей, скорость и качество усвоения материала, успеваемость, склонность к тому или иному предмету и виду деятельности.
С каждой группой проводится отдельная работа. К примеру, те дети, которые быстро справились с работой, получают дополнительное задание. Есть дети активные и пассивные. Активный, уверенный в себе ребенок всегда тянет руку, даже если не знает правильного ответа, он не боится ошибиться. Пассивный ребенок испытывает чувство неуверенности в своих знаниях и страх ошибиться — даже зная правильный ответ, он вряд ли станет проявлять инициативу. Все это педагог должен учитывать при индивидуальной работе с каждым ребенком, обязательно похвалить робкого ученика за правильный ответ.
Субъектно-личностный подход
Субъектно-личностный подход предполагает работу с каждым учащимся, как с самостоятельным субъектом, имеющим свою волю, проявляющим активность и независимость в своей деятельности и проявлении желаний. Проявление субъектности тесно завязано на личности ребенка, на его уникальности и непохожести ни на кого другого. Для наилучшего развития характеристик субъектности создаются предпосылки для проявления учеником своей избирательности и осознанности в выборе, а также для ее закрепления, что положительно сказывается на его познавательных способностях.
Разноуровневый подход
Разноуровневый подход подразумевает дифференциацию по разному уровню сложности. Так, на уроках математики детям, имеющим гуманитарный склад ума, дают более простые задания. А дети с явно выраженными математическими способностями решают задачи повышенной сложности.
Что такое индивидуализация личности
Определение
Индивидуализация — это психологическое становление личности, в ходе которого реализуются ее индивидуальные черты, способности и уникальные особенности.
Это понятие отражает потребность человека выделяться среди остальных людей, оставаясь при этом полноценной частью общества, которое его окружает.
Вопрос индивидуализации составлял одну из основ теоретического конструкта аналитической психологии швейцарского психиатра Карла Юнга, который подразумевал под ним интеграцию сознательного и бессознательного опыта.
Процесс индивидуализации
Формирование личности идет с самого младенчества, когда ребенок начинает взаимодействовать с семьей. Подражая взрослым, он ежедневно приобретает новые навыки и делает первые шаги в личностном развитии. На этом начальном этапе индивид проходит процесс адаптации, усваивая нормы и правила, принятые в конкретной социальной группе.
Уже в ходе взросления начинается процесс индивидуализации и осознания своей непохожести. В подростковом возрасте желание выделяться проявляется особенно остро: подросток стремится подчеркнуть свою уникальность необычным внешним видом или поведением, чтобы «не быть как все». В этот период на становление личности влияют не только индивидуальные особенности человека, но также окружающая среда и люди. Социальный опыт при этом оказывает огромное влияние.
Уникальные свойства человека проявляются в определенных условиях, в зависимости от общества, в котором он находится и воспитывается. Одни и те же ситуации по-разному могут оцениваться в различных социальных группах. Реакция человека также будет различаться в соответствии с принятым ценностям и нормам определенного общества.
Проблема индивидуализации рассматривается и в педагогике. Уже в дошкольном обучении педагоги применяют методы индивидуального подхода к ученикам, учитывая их особенности и способности. Такой подход создает оптимальные условия для самореализации детей в будущем.
Оценка знаний в персонализированном обучении
Как оценивать знания при таком персональном подходе? В идеале преподаватели должны предоставить студентам самим выставлять отметки. Ведь человек должен уметь оценивать себя самостоятельно. Это позволит учащемуся во взрослой жизни соотносить свои усилия и полученные результаты. Но чтобы такая модель сработала, необходимо формировать культуру оценивания.
Для этого преподавателю необходимо объяснить критерии и показать образцы, на которые студенты смогут ориентироваться при самостоятельной оценке своих достижений.
В школе нас приучают к вычитательной системе оценивания, когда за каждую ошибку учитель снижает баллы. Однако, есть и другой подход — накопительный. При нём педагог добавляет баллы за каждый верный ответ. Это меняет само отношение к оценкам.